Таинство Брака

 

Брак как Божие установление

Обратимся к повествованию Библии о творении человека. В первой главе книги Бытия написано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:26). Таков великий замысел Божий о человеке. Выделим здесь то, что человек замыслен быть образом и подобием Божиим.

Но вот уже в следующем стихе Священного Писания сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27).

Как странно! Бог замыслил сотворить человека по образу и по подобию, в осуществлении же замысла Создателя видим, что сотворен человек только по образу Божию – а почему же не упоминается по подобию? Более того, видим непонятные несоответствия в тексте Библии. В первой части 27-го стиха употреблено единственное число: сотворил Бог человека. Но во второй части того же самого стиха о сотворенном Богом человеке говорится уже во множественном числе: мужчину и женщину сотворил их!

Если мы эту мысль переложим на язык математики, то получится 1=2. Как же это возможно? А понимать это следует вот как: человек сотворен так, что он один состоит из двух половинок: мужчины и женщины.

Далее об этом человеке сказано: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28). Люди получили особое благословение Божие на размножение именно в райском, безгрешном состоянии, а не после грехопадения. Поэтому деторождение у людей благословлено Богом и не может быть грехом (а такие суждения иногда можно услышать от тех, кто далек от истинного понимания Христова учения).

Человек создан как образ Божий, как Божий портрет. Он похож на Бога умом, способностью созидать новое, видеть и любить красоту, любить Бога и людей жертвенно, а не для себя. Душа человека бессмертна. Да и весь человек с душою и телом призван наследовать Вечную Жизнь.

Все дары Божии даны человеку как бы в начатке. А человек должен был нравственно и умственно возрастать и становиться взрослым во всех этих Богом данных дарах, то есть посильно дорастать в своем совершенствовании до Бога, как ребенок растет, развивается и становится подобным своему отцу. Человеку своим умом, красотой души и духовно-нравственными качествами необходимо вырасти и стать похожим на Бога, то есть подобным Ему.

Образ Божий дан человеку при его сотворении, а подобием Бога он должен стать в результате подвига своей жизни на земле.

В первой главе книги Бытия говорится о сотворении мира из ничего, и завершается этот рассказ повествованием о сотворении человека: мужчины и женщины. Цель второй главы этой книги – рассказать именно о человеке: почему он сотворен разделенным на две половинки.

Когда мы читаем эту главу, нам могут показаться странными слова Господа, которые почти дословно повторяются дважды: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт.2:18, 20).

Слово помощник в еврейском тексте Библии употребляется не в смысле подсобник, выполняющий второстепенные задачи, а человек, делающий вместе с другим одно дело, в котором оба помогают друг другу.

В завершении второй главы книги Бытия говорится о том, как человек лишается полноты собственного бытия в себе самом и обретает ее в другом человеке, который является органичной частью его самого: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт.2:22).

Употребленное здесь слово ребро в еврейском языке означает еще и грань, сторона. Поэтому женщина – иная грань и сторона человека, но это существо не является каким-то новым Божиим творением. Это хорошо видно из восприятия своей жены первым человеком: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] (Быт.2:23).

Из уст первого человека мы слышим эту удивительную песнь любви. Смысл его слов таков: «Моя жена – это я сам, это часть моего собственного существа!» На этом и основывается богоустановленный закон брака: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт.2:24).

Живя в райском мире, человек мог любить цветы, птиц и животных. Но во всех этих случаях он любил бы лишь красивую внешнюю сторону того или иного объекта. Такая любовь не делает человека выше и ближе к Богу. Только любовь к другому человеку – образу Божию, обладающему бессмертной душой, – возвышает человека и помогает ему самому возрастать в любви.

Как научиться любить Бога? Как возрастать в любви? Исчерпывающие ответы мы видим в Новом Завете. По словам святого апостола Иоанна Богослова, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20). Именно учась любить человека и его бессмертную душу, мы учимся любить Бога.

Бог есть любовь (1 Ин.4:8), и человек как образ Божий должен уподобиться Богу, стать подобием Божиим в любви. Некоторых святых мы называем преподобными, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Таким их именованием Церковь говорит, что они очень хорошо – хорошо в превосходной степени – потрудились над своим подобием Богу, возросли до Бога в любви и духовном совершенстве в максимально возможной степени.

Образ Божий человеку дан при его сотворении, а подобие Богу человек должен в себе взрастить.

В райском состоянии люди могли и должны были, любя друг друга, возрастать в любви к Богу и становиться богоподобными. Именно поэтому человек сотворен так, что двое составляют одно: так должно быть и может быть.

В состоянии грехопадения гармоничные отношения между мужем и женой, какими они были в райском состоянии, оказались невозможными. Но заповедь Божия и воля Божия о браке остались неизменными.

Является ли деторождение единственной целью брака? Однозначно можно сказать, что нет – это не единственная, а лишь одна из целей.

Так, в райском состоянии (а нам неизвестно, сколько времени оно продолжалось) замысел Божий о деторождении не реализовывался. И пример супругов святой жизни, проживших много лет без детей, подтверждает мысль, что деторождение – не единственная цель брака. Святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета не зря ведь много лет жили семейной жизнью в вере и любви!

Первая цель брака в грешном мире – это возрастание в любви к Богу как следствие самоотверженной любви к другому человеку, помощь друг другу в совершении спасения и достижении Вечной Жизни.

Деторождение, как вторая цель брака, есть исполнение Божиего благословения на рождение новых людей, призванных к бессмертию. Разумеется, деторождение – это не только физическое, телесное рождение детей, но и духовное, ведь человек – не животное. У людей жизнь души важнее тела, поэтому воспитанию и духовному формированию новых человеческих личностей должно уделяться первостепенное внимание.

Рождение и воспитание детей требует много человеческих сил и, самое главное, много любви. Родители учатся самоотверженно любить своих детей, осознавая, что они никогда не получат от них столько любви, сколько вложили в них. И от этого родительская любовь становится бескорыстной, глубокой и укрепляет супружескую любовь. Семейная жизнь с воспитанием детей помогает духовному совершенствованию и возрастанию человеческой любви, и это делает людей все более подобными Богу.

Таинство Брака

Брак есть Божие установление. Он существует не только у христиан, но и у людей других вероисповеданий и неверующих. Сейчас в нашем обществе грань между браком и блудом часто бывает размыта. Выражение «жить в гражданском браке» теперь означает совсем другое, нежели прежде. И зачастую очень трудно бывает объяснить, почему так называемый «гражданский брак» браком-то по сути и не является, а говорить в этом случае мы можем о грехе и блуде.

Никакой здравомыслящий православный христианин не назовет блудом или грехом зарегистрированный брак. Пусть даже он и не венчан, но тайным и безответственным сожительством не является. Когда же люди делают вид, что у них семья, называя это «гражданским браком», но при этом такая семья никаких прав в обществе и государстве не имеет, а муж и жена никакой ответственности друг за друга и за свою семью не несут – в таком случае приходится констатировать, что это блуд и ничто иное.

Но поговорим теперь о браке христианском и браке нехристианском. В чем разница между тем и другим? Для начала рассмотрим пример.

Представим себе двух детей. Они держат друг друга за руки.

Посмотрев на эту картинку, мы можем уяснить себе, как строятся отношения в нехристианской семье между мужем и женой. Супруги напрямую всеми своими душевными связями соединены друг с другом, как дети, когда они только вдвоем.

Но вот представим себе иную картину: к двум детям подошла мама, и они уже втроем взялись за руки. Как теперь соединены их руки?

Видно, что одна рука ребенка соединена с рукой мамы, а вторая – с рукой другого ребенка. Понятно, что взаимоотношения двух детей будут строиться по-разному в зависимости от того, есть ли у них мама или нет. Если у них есть любящая мать, то от взаимоотношений с ней будут зависеть отношения между детьми, и наоборот, на их взаимоотношения с мамой, конечно же, будут влиять отношения между ними самими.

Для чего мы привели эти примеры? Для того чтобы нагляднее объяснить, какими могут быть взаимоотношения в христианском браке.

Христианский брак – это такой брак, когда у каждого из супругов есть свои личные глубокие сыновние отношения с Богом, а у Бога, кроме того, есть связь еще и со всей этой семьей, то есть в этом случае Бог – внутри семьи. 

Мы рассмотрели пример взаимоотношений матери и детей и то, как строятся отношения между детьми в обоих случаях: когда они живут без матери и когда живут вместе с любящей мамой. Подобным образом и взаимоотношения с Богом в христианской семье строятся в зависимости от того, как муж и жена проявляют свою любовь и заботятся друг о друге. В нехристианском законном браке муж и жена соединены семейными связями непосредственно друг с другом. Их взаимоотношения построены аналогично тому, как в рассмотренном нами примере два ребенка без мамы держатся за руки и соединены душевными связями только друг с другом. Между ними нет того, кто помогал бы преодолевать семейные проблемы и кризисы.

В христианской семье каждый из супругов имеет личную связь со Христом, как со своим Спасителем и Отцом. Поэтому в христианском браке Бог внутри семьи, и взаимоотношения внутри такого духовно-телесного организма строятся аналогично второму рассмотренному примеру детей и мамы, держащих друг друга за руки. Связи рук символизируют душевные и духовные связи членов семьи, включая Иисуса Христа. Поэтому и взаимоотношения двух христианских супругов зависят от того, как строятся их отношения с Богом.

Если члены семьи с любовью и терпением относятся друг к другу и на этом строят свои семейные связи, то они способны получать разнообразные дары Божией любви и со стороны Христа. Все это дает возможность светло и достойно идти по пути христианской семейной жизни. Если же супруги живут между собой не по любви и вопреки Божиим заповедям, думая только о себе, а не о том, с кем соединили свою жизнь, то этим самым их души закрываются от Божией любви и духовно засыхают. И им уже ничто не может принести настоящей радости и полноценного счастья. Такая семья больна, она нуждается в духовном благодатном лечении.

Как мы уже говорили, христианская семья – это церковная община, малая Церковь Христова. И она, в свою очередь, является частью большей христианской общины – прихода.

Жизнь людей в браке – это преодоление собственного эгоизма и более глубокое видение и познание жизни, это человеческий подвиг ради любви к Богу и ближним. Подвиг трудный, но добросовестно несущий это служение из любви к Богу может и на земле испытать, что такое настоящее счастье, и быть принятым в Царство Небесное как верный друг Христов.

Подвиг несения креста семейной жизни ради Господа нуждается в укреплении и освящении Духом Святым как священнодействие. По сути, священнодействиями Таинства Брака являются как церковное богослужение – совершение в храме Таинства Брака, так и само служение Богу в несении креста христианского брака по жизненному пути вслед за Христом. Христиане, вступающие в брак, идут ко Христу – Главе Святой Православной Церкви, – испрашивая дар благодати, дар святой Божественной любви. Жених и невеста молят Бога, чтобы в их совместной жизни осуществились слова Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Православная семья – это малая Церковь, где живет Христос, а глава семьи – муж – выполняет обязанности духовного пастыря этой общины. Именно в христианской семье может быть достигнуто самое глубокое единение супругов в одну жизнь на всех уровнях: и телесном, и душевном, и духовном.

Поясним это еще одним примером. Посмотрим на циферблат часов. Мы видим круг, в центре его – ось, вокруг которой вращаются радиусы-стрелочки.

Стрелочки могут показывать разное время и находиться в разных положениях, но именно в центре они сходятся и соединяются вместе. Чем ближе точки на этих двух радиусах к центру, тем ближе они друг к другу; в самом центре же между ними нет разделяющего расстояния.

Подобная картина наблюдается и в нашей жизни, только здесь центр жизни – Бог, а радиусы (стрелочки) – это люди. Чем ближе к Богу, тем ближе они друг к другу. А если люди соединены с Богом – духовным центром нашей жизни, – значит, они через Бога настолько становятся близки друг другу, что достигают максимально полного единства уже в земной жизни. И это дает человеку высочайшее счастье на земле.

Совершение Таинства Брака

В первые века христианства благословение брака, то есть совершение Таинства, происходило во время Литургии, на которой вступающие в брак обязательно причащались. В настоящее время Таинство Брака совершается отдельно от Литургии, но по смыслу связано с ней.

Перед благословением брака жених и невеста совершают Таинство Покаяния и причащаются на Божественной Литургии. Причащение, если это возможно по жизненным обстоятельствам, совершается в день бракосочетания, а если это невозможно, то перед днем церковного благословения рождающейся семьи.

Церковное богослужение, на котором совершается Таинство Брака, разделяется на две части: сначала обручение, а затем венчание, во время которого, собственно, и совершается Таинство.

Во время обручения происходят три обряда: возжение свечей в руках жениха и невесты, благословение вступающих в брак и обмен кольцами.

Кольца предварительно освящаются тем, что лежат на святом престоле во время совершения на нем Божественной Литургии, и берут их с престола непосредственно перед обручением. Кольца обычно делаются из золота или серебра, так как символически они означают звенья одной драгоценной цепи – любви и верности, – связывающие две души в одну общую жизнь. Во время обручения кольцо, которое первоначально надевается жениху, достается невесте, а кольцо, надеваемое первоначально невесте, предназначено жениху. Смысл обмена можно символически увидеть в словах Священного Писания: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2).

Обручение обычно совершается в западной части храма – притворе. Для венчания священник вводит жениха и невесту в центральную часть храма, где они стоят посредине церкви перед алтарем и святым престолом. Брак может быть заключен только добровольно. Поэтому перед совершением Таинства жениха и невесту спрашивают о том, добровольно и свободно ли их решение построить семью.

Начинается венчание торжественным возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Этим молитвенным возгласом начинаются также Божественная Литургия и Таинство Крещения.

В молитвах венчания вспоминаются благодеяния Божии, явленные святым супругам – от Авраама и Сарры до родителей Пресвятой Богородицы праведных Иоакима и Анны. В чинопоследовании особенно выделяется благословение Спасителем супружеской пары в Кане Галилейской, где Он совершил Свое первое чудо: «Иже за неизреченный Твой дар и многую благость (великую любовь – прим. авт.), пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество (показал, что законное супружество соответствует Твоей воле – прим. авт.), и еже из него чадотворение (и в нем деторождение – прим. авт.)…» (Требник).

В другой молитве Церковь просит Бога, чтобы христианские супруги в итоге своей семейной жизни достигли духовного совершенства: «Благоугодивше пред Тобою (совершая дела, угодные Господу – прим. авт.), возсияют яко светила на небеси, в Тебе Господе нашем…» (Требник).

Соединяет жениха и невесту в один духовно-телесный организм Сам Бог: «Сам и ныне, Владыко, низспосли руку Твою от святаго жилища Твоего и сочетай раба Твоего сего (имя) и рабу Твою сию (имя)… Сопрязи я в единомудрии (соедини их – прим. авт.), венчай я в плоть едину, даруй им плод чрева…» (Требник).

На вступающих в брак торжественно возлагаются венцы со словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (Требник). Венцы свидетельствуют о высоком назначении человека как царя творения и символизируют будущую награду от Бога за честную жизнь в браке и исполнение своего семейного служения.

После этого на жениха и невесту трижды через благословение священника призывается Дух Святой: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их – прим. авт.)» (Требник).

В отрывке из Послания святого апостола Павла к Ефесянам говорится, что любовь Иисуса Христа к Своей Церкви и Церкви ко Христу являются образцом для взаимоотношений христианских супругов в семье – малой Церкви (см. Еф.5:22–33).

В Евангелии от Иоанна сказано о благословении Господом брачного торжества: когда на свадебном пире не хватило припасов, Господь превратил воду в вино. Это было сделано для того, чтобы не омрачать радость молодых супругов нехваткой угощения для многочисленных гостей (см. Ин.2:1–11).

При этом следует заметить, что евреи употребляли во время трапезы очень легкое виноградное вино, которое, к тому же, еще и разбавляли водой. Таким образом, об одобрении пьянства Иисусом Христом не может быть и речи (а подобные экзотические толкования этого Евангельского отрывка тоже иногда можно услышать).

Далее, как и на Литургии, поется молитва «Отче наш». После этого супругам предлагается совместно выпить чашу вина, смешанного с водой. С одной стороны, это воспоминание того, что в Древней Церкви благословение брака совершалось на Литургии, и вступающие в брак вместе причащались из одной чаши Святых Тела и Крови Христовых. С другой стороны, чаша символически изображает всю жизнь, которую этим людям предстоит пройти вместе, и им вместе придется разделять все горести и радости, помогая друг другу бороться с грехами и достигать Царствия Небесного.

После этого начинается торжественное шествие. Взявшись за руки, новобрачные вместе со священником трижды ходят по кругу, в центре которого лежит Евангелие – Откровение Божие о пути в Царство Небесное. (Круг всегда считался символом вечности. Настоящая любовь, начинаясь на земле, переходит в вечность, а не умирает под грузом жизненных проблем.) Священник же, идя по кругу с женихом и невестой, несет в руках святой крест: начинается новое жизненное служение – несение своего семейного креста по жизненному пути вслед за Иисусом Христом и вместе с Ним.

Вся информация взята из книги «Таинственная жизнь Церкви», автор: прот.Борис Балашов.