Таинство Евхаристии

Таинственное участие православных христиан в Тайной Вечере

Накануне Крестной смерти в Великий Четверг Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими апостолами. На ней Иисус Христос непостижимым для нашего ума образом соединил их жизнь со Своей: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26–28).

Икона Тайная Вечеря

Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, через Свою смерть на Кресте и Светоносное Воскресение разорить царство ада, лишить смерть своей силы. По словам пасхального канона, «мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой Вечной Жизни» (2‑й тропарь 7‑й песни пасхального канона в русском переводе). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16).

Чтобы в семье росли здоровые дети, их нужно правильно кормить. Мать питает дитя своим молоком. Христос же питает духовно Своих чад – членов Церкви – Своею плотию: Я хлеб живой, сшедший с небес… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:51, 53–54).

Все ветхозаветные жертвы были прообразом жертвы Христовой. Христос приходит умереть на Кресте, очистив нас Своей кровью, чтобы мы вкусили Его Святых Тела и Крови и соединили свою жизнь с Его жизнью.

Христос Воскрес, чтобы нас приобщить к Своему Воскресению и Своей победе над адом, грехом и смертью.

На Божественной Литургии мы причащаемся Христа, Который победил смерть! Воскресшего Христа! Частичка будущей жизни как бы входит в нас, чтобы мы стали иными, чтобы в нас уже эта будущая жизнь жила. Но будем помнить, что кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор.11:29).

Апостолы Христовы буквально, а не аллегорически понимали слова своего Учителя. Так, святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор.10:16–17).

Мы принимаем Христа, соединяемся с Ним. Соединяясь в одно целое, в Церковь Христову, в семью Христову, даем возможность Иисусу Христу сделать с нами чудо: мы становимся Телом Христовым, Его органами, членами.

В Причащении, или иначе в Евхаристии, происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается нас, входит в жизнь Своего ученика. Через приобщение к жизни Воскресшего Господа христианин приобщается к жизни и других христиан, соединяющихся в Таинстве Евхаристии с Богочеловеком. Созидается невидимый глазами таинственный организм Церкви. Святые апостолы называют Церковь Телом Христовым. Мы – члены, органы этого Тела, а Христос – его Глава (или по-русски – Голова). Можно сказать, что именно голова руководит жизнью всего организма. Когда тело здорово, его органы живут и действуют в согласии со своей головой.

Иисус Христос совершает Тайную Вечерю со Своими апостолами и причащает их Своими Телом и Кровью (освященными Хлебом и Вином). Через благодатную жизнь Церкви православные христиане могут духовно участвовать в этой неповторимой Тайной Вечере. На ней «мы становимся участниками той же Божественной Трапезы, что и святые апостолы, потому что приобщаемся тем же Святым Тайнам, что и они».

Причащение

Святитель Иоанн Златоуст говорит о Евхаристической жертве: «Приношение сие, каковой бы священник его ни принес, хотя бы Павел, хотя бы Петр, есть то же самое, которое Христос подал ученикам и которое ныне священники совершают: ничем оно не меньше его. Ибо и это не люди освящают, но Тот же Самый, Кто освятил то. Как слова, провозглашенные Христом, те же самые, что ныне произносит священник, так и приношение то же самое».

Вся информация взята из книги «Таинственная жизнь Церкви», автор: прот.Борис Балашов