Таинство Крещения и Миропомазания

Таинство Крещения

При своем земном рождении человек получает от матери и тело, и душу, т. е. единый человеческий организм.

Для жизни в Божием Царстве Славы нужно получить эту жизнь в Матери-Церкви через действие Святого Духа: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:5–6).

Обрести Вечную Жизнь в Царстве Божием невозможно, не будучи соединенным со Христом, с Его Святой Церковью, которая, по выражению апостола Павла, является Телом Христовым, причем соединиться с Господом надо и телом, и душой. Поскольку мы состоим из души и тела, это соединение должно иметь две стороны: внутреннюю (наше искреннее желание) и внешнюю (определенную форму этого действия). Поэтому для вхождения в семью Христову – Православную Церковь – Иисус Христос установил особое действие, через которое человек духовно рождается для бессмертия, – Таинство Крещения.

Святой Иоанн Креститель взывал к народу: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:2, 8).

Покаяться – значит перемениться, изменить свои мысли, чувства; не только осознать свои грехи и перестать грешить, но и творить дела, противоположные нашим грехам.

Иисус Христос принимает от Иоанна Предтечи Крещение на Иордане, чтобы взять на Себя грехи всех тех людей, которые будут очищаться в христианском Крещении. Спаситель побеждает их грехи Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Воскресением.

Икона Крещения Господня

После Воскресения Господь заповедует Своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:19–20). Иисус Христос завершает Свою речь словом аминь, что означает «истинно так», «действительно так».

Спаситель заповедует сначала научить человека истинной вере: Научите все народы… Затем людей, имеющих сознательную веру, приводят к Таинству Крещения, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф.28:20).

Принимая Таинство Крещения, человек дает торжественное обещание отречься от дьявола, от всей его гордыни и всякого служения греху. После этого принимающий Таинство дает обещание соединить свою жизнь со Христом и поклоняться Ему.

Маленькие дети не могут иметь сознательной веры. Душа ребенка крепко связана с душами своих близких и в первую очередь – с душой матери. За ребенка свой выбор делают близкие. Вера мамы и крестных – это тот фундамент, на котором может строиться духовная жизнь детей. Если маленький ребенок способен любить маму, то, значит, он в состоянии любить и Бога. Иисус Христос высоко оценивает духовную цельность и искренность детей: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф.18:3). Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им (Мк.10:14).

Невозможно нашим языком объяснить, что происходит с человеком, когда он по своей вере или вере своих крестных (если крестят младенца) принимает Таинство Крещения. Однако ясно, что в этом Таинстве переустраивается, то есть становится иной по своему внутреннему устройству, человеческая душа: теперь она может принять и вместить в себя Самого Бога. Через Иисуса Христа крещаемый становится Самому Богу ближайшим родственником – сыном или дочерью. Но и крещеный человек может греховно пасть и потерять свою духовную близость с Небесным Отцом.

Когда человек рождается, он становится членом своей семьи: в ней живет, растет, развиваются и его родственные отношения с близкими. Нечто подобное происходит и с духовным рождением. Мало принять Таинство Крещения. Далее нужно отношения духовного родства с Богом не только сохранять, но и постоянно углублять. Идите по всему миру, – говорит Спаситель, – и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16:15–16). Не приняв Христа в свое сердце, отвернувшись от Слова Божия, человек сам вершит суд над собой, лишая себя и на земле, и в вечности подлинной радости бессмертной жизни. В этом случае ему остается вечная скорбь и отчаяние; ведь после окончания земной жизни подводятся ее итоги, а к жизни в Небесном Царстве он окажется не готов.

Человек становится христианином и членом Церкви через Таинство Крещения. Теперь он усыновлен Богу и находится под защитой святого Ангела Хранителя, его оберегают молитвы Пресвятой Богородицы и святых. Бог любит всех Своих детей больше, чем самая нежная мать своих чад.

С Таинством Крещения по смыслу связано Таинство освящения Духом Святым – Миропомазание. В Деяниях святых апостолов приводится эпилог первой проповеди святого апостола Петра после получения даров Святого Духа. Слушатели пламенной речи апостола Петра сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:37–38). Так святой апостол Петр говорит о том, что человеку для спасения необходимо прежде всего – с верой принять Таинства Крещения и Миропомазания (как теперь называется Таинство освящения Святым Духом).

Совершение Таинства Крещения

На сороковой день после рождения ребенка Церковь молится о готовящемся ко святому Таинству Крещения младенце: «Да сподобився Святаго Крещения, получит часть избранных Царствия Твоего…» Необходимо понимать: именно духовное рождение в этом Таинстве делает человека способным войти в Вечную Жизнь Небесного Божиего Царства и уже на земле стать любимым чадом (сыном или дочерью) Божиим.

Готовящиеся к Крещению проходят чин оглашения – духовной подготовки к Таинству. В первые века христианства верующие, становясь оглашенными, то есть готовящимися к Крещению, изучали христианскую веру, длительное время проходили эту важнейшую подготовку к соединению своей жизни со Христом. Церковь же постоянно молится о том, чтобы готовящиеся ко Святому Крещению люди смогли духовно переродиться и своею любовью ответить на любовь Спасителя.

Во время Таинства Крещения, возлагая руку на голову крещаемому, священник молится о нем: «Даждь (дай – прим. авт.) ему во всех заповедех Твоих ходити… Напиши его в книзе (книге – прим. авт.) жизни Твоей…» (Требник). Иисус Христос принимает пришедшего к Нему в Свою семью – Церковь – и вносит его имя в Книгу Жизни.

Властью, данной Христом, Святая Церковь освобождает приходящего ко Крещению от рабства греху и дьяволу, повелевая искусителю: «Изыди и отступи от иже ко святому Просвещению готовящагося…» (Требник).

Готовящийся к усыновлению Богом трижды отрекается от «сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его» (Требник). Это последний в жизни разговор с нечистым духом, после которого становящийся христианином ни в мыслях, ни в чувствах, ни в словах никогда к лукавому больше не обращается.

Отрекшийся от греховной жизни выражает готовность навсегда соединить свою жизнь со Христом и свидетельствует, что он сочетался со Христом подобно тому, как жених и невеста сочетаются браком и становятся единым духовно-телесным организмом – семьей. Свою веру крещаемый выражает в чтении Символа веры, в котором изложены основные истины Христианства.

При Крещении, в первую очередь ребенка, требуются крестные – восприемники. Ими могут быть только те христиане, которые имеют личное общение со Христом в Таинстве Святого Причащения, то есть регулярно причащаются.

Само Таинство Крещения, как и Божественная Литургия, начинается торжественным возгласом: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне (сейчас – прим. авт.) и присно (всегда – прим. авт.) и во веки веков» (Требник).

Обычная вода способна очищать нечистоту тела, вода Крещения способна омывать нечистоту души. Церковь молится об освящении той воды, в которой человек получает свое духовное обновление. В молитве водоосвящения мы просим Господа: «Прииди и ныне наитием (сошествием – прим. авт.) Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» (Требник).

Освящается елей (оливковое масло), им помазывается и освященная вода, и тело крещаемого. Весь человек – все его чувства и все тело – обновляется, очищается и укрепляется для служения Богу.

И вот совершается величайшее чудо духовного рождения человека. Священник трижды погружает крещаемого в освященную в купели воду: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» (Требник).

Рождение христианина

Три дня до Воскресения тело Иисуса Христа лежало мертвым во гробе; и троекратное, во имя Святой Троицы, погружение человека в крещальные воды символизирует смерть прежнего человека, обреченного на рабство греху и дьяволу. Из купели выходит обновленный благодатью человек, усыновленный Богу.

После Таинства духовного рождения новокрещенный надевает белую крестильную одежду, которая символизирует чистоту обновленной в Крещении души. На новокрещенного надевают крест – символ христианского служения Богу: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24).

Крещаемый по искренней вере во время совершения Таинства становится преображенным человеком. Нередко при этом он явно ощущает действие благодати Святого Духа в своей душе. Теперь он – родная душа Богу.

Мы говорили с вами, как люди, уверовавшие во Христа, через принятие Таинства Крещения становятся христианами. Однако в жизни бывают ситуации, когда человек уверовал и имеет горячее желание принять Таинство Крещения, но священника поблизости нет. Подобные ситуации нередко случались в условиях безбожного гонения на христиан, в условиях советских концентрационных лагерей и во времена военных действий. Это может произойти и тогда, когда уверовавшему, но еще не крещенному человеку, угрожает смертельная опасность. Такого рода ситуации случаются и с маленькими, в том числе новорожденными, детьми; они тоже могут тяжело заболеть или умереть.

Таинство Крещения, как и всякое священнодействие, должен совершать священник, законно рукоположенный и совершающий свое служение в Православной Церкви. Однако Крещение – единственное из всех церковных Таинств, которое при острой необходимости может совершить и мирянин, то есть член Православной Церкви, имеющий живую связь веры с Богом и участвующий в Причащении Святых Христовых Таин.

В этом случае православный христианин, обращаясь к Богу, читает начальные молитвы по «Отче наш», Символ веры и погружает человека в воду (если погружение невозможно, то обливает водой, а при ее недостатке – окропляет), произнося: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца. Аминь». Затем погружает или обливает водой второй раз, говоря: «И Сына. Аминь». И так же совершает в третий раз, произнося: «И Святаго Духа. Аминь». Это Крещение действенно по вере крещаемого и совершившего Крещение, но оно нуждается в церковном дополнении. Крещенному таким образом необходимо принять от священника Таинство Миропомазания и причаститься.

Если человек, принявший Крещение таким образом, умирает, то переходит в мир вечности христианином с омытыми Святым Таинством прежними грехами. На земле же по нему, как и по всякому почившему христианину, должно совершаться церковное отпевание и поминовение.

Кроме того, из жизнеописаний некоторых святых мучеников известно, что были случаи, когда человек, видя, как христиане принимают страдания за веру, при всех судьях объявлял себя христианином, потому что сам уверовал во Христа. Его тут же казнили вместе с христианами. В этом случае Церковь считает их крещенными собственной кровью без принятия Крещения водой.

Правильно ли мы делаем, когда крестим маленьких детей? Так, например, русские протестанты (баптисты, евангельские христиане и другие) говорят, что маленьких детей крестить нельзя, а можно только взрослых, когда те осознанно сделают свой выбор христианской веры.

Давайте обратимся к Священному Писанию. Евангелист Матфей пишет, что когда Иисус Христос проповедовал о пути в Царство Небесное, тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда (Мф.19:13–15; см. Мк.10:13–16Лк.18:15–17).

Если Спаситель благословлял детей, возлагая на них руки, значит, они способны принимать в свои души благодать Божию. Именно поэтому с древнейших времен в Православной Церкви установился обычай крестить детей по вере и желанию родителей и по вере восприемников – крестных. И те, и другие должны не только молиться о ребенке, но и прикладывать усилия к его христианскому воспитанию и научению истинной православной вере.

Таинство Миропомазания

Если Крещение есть Таинство прощения, обновления и духовного рождения, то Миропомазание – это Таинство благодатного освящения.

После Крещения в Таинстве Миропомазания новокрещенному подаются дары Святого Духа, помогающие человеку в духовном возрастании. О том, какие же это дары, говорит нам апостол Павел: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23). В Таинстве Миропомазания человеку дается Божия благодать для его жизни – чтобы все его труды были одухотворены, имели вечный смысл и совершались во славу Божию.

Темная дьявольская сила стремится все труды людей и всю их культуру противопоставить Богу, направить деятельность человека не во имя Божией и Вечной Жизни, а во зло, против Бога. Таинство Миропомазания ставит целью предохранение человека от этих дьявольских искушений, призывая Божие благословение на человека и все его дела.

Первоначально апостолы и епископы в древней Церкви вместо помазания Святым Миром низводили Святого Духа через возложение своих рук с молитвой на головы новокрещенных; об этом написано в книге Деяний апостольских: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян.8:17). Но когда число верующих в Иисуса Христа среди разных народов стало значительно увеличиваться, преемники апостольского служения – епископы – уже не имели возможности при совершении Таинства Крещения лично своей молитвой и возложением рук низводить Святого Духа на крещенных. Поэтому Церковь изменила обрядовую форму этого Таинства на помазание новокрещенного Святым Миром.

Святое Миро приготавливается на основе растительных масел и разных ароматических веществ. Миро могут освящать только епископы – духовные преемники апостольского служения. В Русской Православной Церкви Святое Миро освящает в Великий Четверг Патриарх Московский и всея Руси.

Священник крестообразно помазывает Святым Миром лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (Требник). С незапамятных времен так повелось, если на какой-либо предмет накладывалась печать, то это означало: данный предмет принадлежит владельцу печати. Таким образом, печать Духа Святого свидетельствует, что человек, на которого она наложена, освящен Духом Святым и принадлежит Богу.

Миропомазание

Миропомазание завершает Крещение. Там было духовное рождение, здесь уже начинается духовное возрастание. Господь послал людям Духа Святого в день Пятидесятницы (пятидесятый день по Пасхе), а каждый христианин получает Духа Святого в Таинстве Миропомазания – это его личная Пятидесятница.

Обряды, завершающие Таинства Крещения и Миропомазания

Священник вместе с новокрещенным и крестными трижды обходит вокруг купели с пением слов апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (во Христа крестившиеся, во Христа облеклись – русский перевод) (Гал.3:27). Круг является символом вечности. Хождение по кругу вокруг купели символизирует новую жизнь крещаемого вместе с Вечным Богом, Который теперь занимает особое место в сердце и жизни христианина.

Три Таинства: Крещение, Миропомазание и Причащение – принятие Святых Тела и Крови Христовых, то есть соединение человеческой жизни со Христом, – связаны неразрывно.

Священник омывает те места, которые помазывались Святым Миром, говоря: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (Требник). Эти слова указывают новокрещенному, что совершившееся освящение остается с ним навсегда.

Далее совершается крестообразное пострижение волос головы нового христианина – во свидетельство того, что весь человек, все его мысли, чувства и сама жизнь теперь принадлежат Богу и Вечной Жизни.

По обычаю новокрещенного подносят (если это маленький ребенок) или подводят к сердцу храма – святому престолу. Мужчин и мальчиков вводят в алтарь и обводят вокруг престола, так как именно мужчинам поручено совершать служение священства. Женщин и девочек подводят к святому престолу с западной стороны, то есть со стороны царских врат, не вводя в алтарь. Это различие объясняется не меньшим достоинством женщины по сравнению с мужчиной, а их разным призванием в служении Богу и Церкви.

И мужчины, и женщины равночестны перед Богом и, как сродненные с Богом в Таинстве Святого Крещения и усыновленные Ему через Иисуса Христа, могут приобщаться к тайне и святыне будущего обновленного мира и уже на земле становиться гражданами нового неба и новой земли (см. Откр.21:1).

И вот человек крещен. Произошло таинственное усыновление христианина Богу и освящение его души и тела, всей его жизни в земном мире.

Вся информация и изображения взяты из книги «Таинственная жизнь Церкви», автор: прот.Борис Балашов