Божественная Литургия

Божественная Литургия – это важнейшее христианское богослужение. На ней совершается Таинство Евхаристии (Благодарения) или Причащения Тела и Крови Христовых. Слово литургия – греческое, оно переводится как общее дело, то есть такое дело, которое нельзя сделать в одиночку, а можно совершить только всем вместе. Литургиями в древней Греции называли те общественные работы, в которых принимали участие совместно все жители города.

Божественная Литургия – такое общественное богослужение, в котором принимает участие вся церковная община – приход. Как сказал Иисус Христос: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Для совершения Литургии должно собраться как минимум двое или трое христиан – членов святой Православной Церкви.

Каждая Литургия в Православной Христовой Церкви есть приобщение верующих Тайной Вечери. Каждый раз на Литургии перед Причащением все причастники молятся: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… Мы просим Бога сделать нас причастниками, то есть участниками Его Тайной Вечери сегодня, сейчас – днесь.

Литургия – это не обрядовые действия для воспоминания Тайной Вечери, совершенной Иисусом Христом, и не попытка ее повторения. На Евхаристии мы приобщаемся непостижимой тайне, духовно входим в ту самую комнату – Сионскую горницу, в которой Христос совершил Тайную Вечерю. Соединяясь со Христом, мы соединяемся друг с другом и со всеми членами Церкви – и живыми, и умершими, и находящимися в райском состоянии, и не в райском. Поэтому Евхаристическая жертва приносится за всех и о всех.

«Еще в глубокой древности, задолго до Рождества Христова, Его жертва предызображалась во многих символических действиях, главным из которых было заклание жертвенного агнца. Агнцем заменил Бог Исаака, положенного на жертвенник для всесожжения. Агнца иудеи готовили на праздник пасхи и вкушали, вспоминая спасительный исход из египетского плена. Пророк Исаия, предвещая грядущего Христа, сравнивал Его с невинным Агнцем, который кротко идет на заклание» (см. Ис.53:7).

Это пророчество Исаии имеет прямое отношение к спасительной Жертве Богочеловека на Голгофском Кресте. Оно упоминается на проскомидии – первой части Божественной Литургии. Поэтому и литургический Хлеб – просфора, который приготавливается для освящения на Литургии, называется Агнцем.

Таинство Евхаристии является Бескровной Жертвой. «Бескровной она названа потому, что Литургия – новозаветное богослужение, в отличие от кровавых служб Ветхого Завета, когда проливалась кровь невинных животных и приносились дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего (Евр.9:9). А жертвой Евхаристия называется потому, что являет собой ту самую Жертву, которую принес чистый и невинный Агнец Христос за грехи всех людей».

На православном богослужении Божественной Литургии, совершая Таинство Святого Причащения – Евхаристию, на которой приобщаемся к Христовой Жертве, – мы причащаемся Его Святому Телу, пострадавшему ради нас, и Его Святой Крови, пролитой на Кресте за наши грехи, то есть соединяемся со Христом. А приобщаясь Жертве Христа в Евхаристии, мы приобщаемся и к совершенному Им спасению. Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр.9:14).

Благодаря Литургии и через нее до нас доходит все, что Иисус Христос сделал и делает для человеческого рода. Во время Святого Причащения на Божественной Литургии происходит реальная встреча православного христианина с Воскресшим Богочеловеком Иисусом Христом.

Подготовительная часть Литургии – проскомидия

Главные необходимые условия для Причащения – примиренность со всеми, прощение обид и воздержание ума и сердца от нечистых мыслей и чувств. Перед Причащением мы стараемся очистить свою душу покаянием, чтобы Христу приятно было войти в жилище нашего сердца, и наше тело из грязного сарая греха стало бы храмом, где живет Бог.

В чинопоследовании Божественной Литургии перед текстом проскомидии, то есть первой части Литургии, находится увещание (наставление) служащему священнику: «Хотяй священник Божественное совершати тайнодействие, должен есть первее (во-первых – прим. авт.) убо примирен быти (быть примирившимся – прим. авт.) со всеми и не имети что на кого, и сердце же, елика сила (насколько посильно – прим. авт.), от лукавых блюсти (хранить – прим. авт.) помыслов» (выдел. авт.) (Служебник).

Подготовительной частью Литургии является проскомидия (по-гречески – приношение). На ней совершается приготовление Евхаристических Даров – хлеба и вина. Она совершается в алтаре на особом столе, который называется жертвенником. Хлеб, приготовленный для Литургии, называется просфора, что также означает приношение. Просфору готовят обязательно на дрожжах, так как слово артос, которым в Евангелии обозначен хлеб, преломленный на Тайной Вечере, означает именно квасной хлеб, то есть приготовленный с использованием закваски. Вино употребляется красное виноградное, какое и Господь употреблял на Тайной Вечере. Хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, в Таинстве Причащения прелагаются в Тело и Кровь Христовы, то есть, оставаясь по материальной природе хлебом и вином и сохраняя их свойства, уже являются Телом и Кровью Самого Воскресшего Иисуса Христа.

Проскомидия. Агнец (вырезанная часть просфоры) ставится посередине дискоса. Частицы, вынутые из просфор, кладутся на дискос рядом с Агнцем. В чашу вливается вино. Все это совершается на жертвеннике.

Святой Кирилл Иерусалимский сказал об этом: «Хлеб и вино Евхаристии, прежде святого призывания поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровью Христовой». Продолжая эту мысль, святитель Кирилл говорит: «Видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово; и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова».

Для проскомидии отбирается пять просфор. Большая или лучшая просфора предназначается для Агнца, то есть Евхаристического Хлеба. Из нее вырезается прямоугольная часть. Вырезанная часть агничной просфоры полагается на дискос (плоскую тарелочку на ножке). Красное вино с водой, в воспоминание истечения крови и воды из прободенного копьем ребра Христова, вливается в потир (чашу).

Из четырех других служебных просфор вынимаются частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, в воспоминание святых, а также в молитвенное поминовение живых и усопших (записки с просьбой о молитве за своих близких перед богослужением подают молящиеся). Все эти частицы кладутся на дискос рядом с Агнцем. Дискос символизирует всю Церковь, Центром и Главой которой является Иисус Христос. В Церковь входит и весь народ Божий, обновленный Святым Крещением, Миропомазанием и Причащением: и живые, и закончившие путь земного жития. Это и Пресвятая Богородица, и святые, и усопшие люди, и мы, живущие на земле в настоящее время.

«Благословенно Царство…»

Божественная Литургия – это проявление Царства Божиего в нашем грешном мире. Поэтому она начинается торжественным возгласом епископа или священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне (сейчас – прим. авт.) и присно (всегда – прим. авт.) и во веки веков (в вечности – прим. авт.).

Священник или епископ Евангелием очерчивает Крест над антиминсом на престоле и произносит возглас: «Благословенно Царство…»

Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных или Литургией слова. На ней христиане возносят молитвы за весь мир, всю природу, всё человечество.

Во время этой части Литургии совершается малый вход. Диакон торжественно несет Евангелие и входит царскими вратами в алтарь. За ним в алтарь входят священнослужители. В молитве малого входа священник просит Бога, чтобы вместе с общиной православных верующих, совершающих священнодействие, присутствовали в храме и участвовали в этом служении Ангелы Божии.

Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета. Обычно после чтения Евангелия говорится проповедь.

Чтение Евангелия

Вторая часть священнодействия называется Литургией верных. Верные – это те православные христиане, которые не только приняли Таинство Святого Крещения, но и стараются беречь и укреплять свою духовную связь с Господом через благочестивую жизнь и регулярное Причащение Святых Христовых Таин.

Литургия верных состоит из четырех частей, соответствующих четырем действиям, совершенным Иисусом Христом во время Тайной Вечери:

1. Он взял Хлеб;

2. возблагодарил;

3. преломил Хлеб;

4. преподал этот Хлеб апостолам.

В соответствии с этим Литургия верных состоит из четырех частей:

1. Великий Вход;

2. Возношение (по гречески «Анафора», Евхаристическая молитва);

3. Преломление;

4. Причащение.

Рассмотрим каждую из частей Литургии верных подробнее.

1. Великий вход

Священнослужители торжественно переносят с жертвенника на престол для освящения Евхаристический Хлеб (Агнец) на дискосе и Вино с водой в чаше (потире). Во время перенесения на престол Евхаристического Хлеба и Вина поется так называемая Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия» (Служебник). Приведем один из вариантов перевода Херувимской песни на русский язык: «Мы, таинственно изображая Херувимов и Богу Святой Троице воспевая трисвятую песнь, отложим сейчас все житейские заботы, чтобы принять Царя мира, Грядущего к нам с чинами невидимых (незримых) Ангелов».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что «во время нашего служения Господу и Ангелы невидимо служат, составляя с людьми как бы один хор, одну Церковь, одно собрание… И это обстоятельство учит нас благоговейно и разумно стоять и молиться в церкви, слушая пение и чтение».

Перед важнейшей частью Литургии – Анафорой, или Евхаристическим каноном, – верующие в храме поют православный Символ веры.

Святой апостол Павел говорит: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10). Все вместе приступая к святейшим минутам величайшего богослужения, мы единодушно исповедуем перед Господом нашу спасительную православную христианскую веру.

2. Возношение – Анафора (Евхаристический канон)

Эта самая главная часть Божественной Литургии начинается после пения Символа веры. Она воспроизводит молитву благодарения, по-гречески – Евхаристии, которую совершил Иисус Христос, взяв хлеб и чашу во время Тайной Вечери.

Священник обращается к молящимся с призывом устремить свои сердца в Небесный мир к Господу: «Горе имеим сердца». Затем священник призывает: «Благодарим Господа!» С этих слов начинается молитва Анафоры.

В молитве Анафоры – Возношения – можно выделить несколько частей.

Первая часть – молитва благодарения за творение мира: «Ты вызвал нас из небытия в бытие…» (русский перевод).

Вторая часть – благодарность Богу за спасение людей: «Отпадших Ты вновь к Себе призвал и не оставил попечения о нас, но возвел нас на небо и даровал нам Твое грядущее Царство» (русский перевод). Эта часть Анафоры завершается словами Самого Иисуса Христа, установившего Таинство Причащения: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (Служебник).

Третья часть – благодарность Господу за Крестный подвиг, Погребение, Воскресение, Вознесение на Небо, сидение одесную (справа) Отца (прославление человеческой природы Иисуса Христа, когда Его человечество получило такую же честь и славу, как и Его Божество после Вознесения) и будущее Второе Пришествие. «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», – священник совершает таинственное возношение Святых Даров Богу, возвышая (поднимая) Евхаристическую Чашу и дискос с Хлебом-Агнцем.

Четвертая часть – призывание Святого Духа (эпиклезис) на верующих и Святые Дары (Хлеб и Вино). В этот самый ответственный момент Литургии во время призывания Святого Духа поется: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В русском переводе это песнопение звучит так: «Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш». Священник молится: «Мы приносим Тебе также это словесное и бескровное служение, и призываем, и просим, и молим Тебя: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти лежащие пред Тобою Дары, и соделай хлеб этот честным Телом Христа Твоего [Аминь], а то, что в Чаше этой – драгоценной Кровью Христа Твоего [Аминь]… чтобы причастие этим Дарам послужило нам к бодрствованию души, к оставлению грехов, к общению со Святым Твоим Духом, к достижению Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, а не к осуждению или наказанию»(в русском переводе).

Пятая часть – молитвы о живых и умерших членах Святой Православной Церкви, где совершается воспоминание Богоматери: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Приведем часть этой молитвы в русском переводе: «Так же мы приносим Тебе это словесное служение о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, благовестниках, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всех праведниках, в вере скончавшихся. Особенно же о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии…» (выдел. авт.).

Шестая часть – пение молитвы Господней «Отче наш». Слова этой молитвы, которая поется перед самым Причащением Тела и Крови Христовых, указывают, что в самом подлинном смысле «Хлеб наш насущный» – это Сам Христос, к таинственному соединению с Которым мы приступаем.

3. Преломление

Со словами: «Святая святым!» – священник поднимает Святой Хлеб.

Святыми названы христиане, потому что они выделены из всех людей на святое служение Богу добрыми делами в нашем грешном мире и освящаются действием Святого Духа.

Священник преломляет Святой Хлеб, раздробляет на частицы и опускает в чашу. Теперь все верующие причащаются из одной чаши. Иногда, при большом числе причастников, содержание одной чаши разделяется на несколько чаш.

4. Причащение

Готовившиеся к участию в Святейшем Таинстве Евхаристии приступают к чаше со страхом Божиим, верою и любовию. Каждый причастник осознает именно себя первым грешником: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, Пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз (первый из них – это я – прим. авт.)».

Причастники принимают в свою душу и тело Самого Христа. Они все становятся одним Телом с Воскресшим Спасителем и пьют из Источника Жизни.

Причащение

Община православных христиан, молившихся и причастившихся на Божественной Литургии, становится Единым Телом Христовым – Церковью, а каждое Причащение для нас – Пасхой – живой встречей с Воскресшим Господом, Который входит в душу и тело причащающегося христианина.

 

Вся информация и изображения взяты из книги «Таинственная жизнь Церкви», автор: прот.Борис Балашов