Таинство Покаяния (исповедь)

Покаяние

Мы уже говорили о том, что Церковь Христова – живой организм, и Спаситель уподобляет ее виноградной лозе (см. Ин.15:5). В плодовом дереве жизнь каждой отдельной веточки может благополучно развиваться только в том случае, когда из ствола в нее поступают живительные соки. Если веточка надламывается, то ток живительного сока либо очень сильно уменьшается, либо вовсе прекращается. Тогда надломленная ветвь засыхает и умирает, хотя внешне в течение некоторого времени она все еще представляется частью живого дерева.

Самая тяжелая болезнь человека – это утрата живой связи человеческого организма с мозгом и сердцем. Если из мозга больше не поступают нервные импульсы к каким-то частям тела, они становятся парализованными. А если прекращается поступление крови от сердца, то наступает гибель всех органов. Этот пример мы приводим для того, чтобы легче было понять, что происходит, если христианин – член Святой Христовой Православной Церкви – перестает исполнять волю Ее Главы, Господа нашего Иисуса Христа, и не получает больше дары Святого Духа – источника жизни и любви. Духовная жизнь этого человека оскудевает и угасает. В душе водворяются пустота и чувство холодного одиночества, ведущее к унынию и отчаянию. Грех ворует нас у Бога и делает духовно больными – грешными. Человек срочно нуждается в лечении! Но кто и где его может вылечить? Помочь при этих тяжелых недугах может только один Врач – Иисус Христос, лечебница же – Его Святая Православная Церковь.

Давайте посмотрим, как сама Церковь говорит об этом. В молитве над принесшим свою исповедь человеком священник читает: «Господи Боже спасения рабов Твоих, Милостивый, Щедрый, Долготерпеливый, сожалеющий о наших грехах, не хотящий смерти грешника, но его обращения и жизни; Сам и ныне умилостивись над Твоим рабом (называется имя кающегося), даровав ему искреннее покаяние, прощение и отпущение грехов. Прости всякий грех его, вольный и невольный, прими и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым принадлежит Тебе могущество и великолепие, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь» (русский перевод молитвы из Требника).

Из слов этой древней церковной молитвы следует, что для преодоления духовной смерти, обретения жизни, ведущей в вечность, в Церкви установлено Таинство Покаяния. Его задачами являются не только прощение человеческих грехов, но и реальное избавление от них. Суть Таинства Покаяния – в воссоединении духовной жизненной связи с Православной Церковью через Христа и во Христе.

Еще в Ветхом Завете Господь обращается к людям: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11).

Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской, говорит народу: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Иисус Христос, начиная Свою проповедь о Царстве Божием, произносит слова: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15).

Иоанн Креститель, говоря о покаянии, добавлял: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк.3:8).

Само слово покаяние (в греческом тексте Евангелия – метанойя) означает перемену всего умонастроения, то есть всех мыслей и чувств, внутреннюю перемену в душе и жизни человека.

Когда же и каким образом совершается Таинство Покаяния?

Перед Таинством Святого Крещения уверовавший во Христа человек совершает покаяние и перемену своей жизни. Но это еще не является Таинством Покаяния. Полное покаяние, решительный поворот в своей жизни совершают люди, которые были крещены в детстве, но потом забыли о своем усыновлении Богу и много лет жили вне Церкви Христовой, без духовной связи с Богом. В этом случае их исповедь уже является участием в Таинстве Покаяния, как возвращение к жизни Христовой семьи – Святой Православной Церкви. Такое полное покаяние бывает раз в жизни – при вхождении в Церковь через Крещение или при возвращении через Покаяние.

Но надо понимать: даже в том случае, если православный христианин ведет борьбу с грехами и старается жить по-христиански, душа все равно поражается духовными болезнями. Наши злые и нечистые мысли, недобрые и грязные слова, плохие поступки очень серьезно влияют на наше сердце, искажают и уродуют наш внутренний мир, отделяют нас от Бога; и постепенно связь с Ним ослабевает, а то и вовсе прекращается. Через глубокое раскаяние и совершение Таинства Покаяния христианин лечит свою душу от греха и восстанавливает живую связь с Богом и Церковью.

Исповедь

В Православной Церкви Таинство Покаяния совершается в форме исповеди кающегося в своих грехах христианина перед Богом. Обычно перед иконой Спасителя ставится аналой с крестом и Евангелием.

Крест и Евангелие – символы таинственного присутствия Иисуса Христа, Который принимает покаяние грешника, прощает и очищает его душу от грехов. Но, кроме того, рядом еще присутствует священник, который слушает исповедь кающегося, молится о нем, накрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву. Так кто же тогда принимает покаяние: Иисус Христос или священник?

Как мы уже не раз говорили, Господь сравнивает Церковь с виноградной лозой. Сама лоза – это Церковь, Тело Христово. Веточки – члены, органы этого организма, то есть все мы, христиане. Священник как христианин, призванный к пастырскому служению, выполняет определенные функции. Так, во время совершения Литургии и Причащения он как член Церкви – Тела Христова – является устами и руками Христовыми и произносит те слова, которые принадлежат Самому Иисусу Христу. Своими руками священник совершает определенные священнодействия, в том числе преподает верующим Тело и Кровь Христовы. В этом случае он – рука Христова.

Таинства совершает Сам Иисус Христос, священник же – священнодействует. Таким образом, во время совершения Таинства Покаяния принимает исповедь и разрешает от грехов Иисус Христос, а слушает кающегося и читает молитвы священник, который в это время как священнослужитель является ушами и устами Христовыми.

В Православной Церкви дети причащаются с младенческого возраста. Когда они подрастают, то становятся способными уже сами понимать, что хорошо и что плохо, и посильно бороться со своими грехами. Поэтому примерно лет с семи, в зависимости от своего умственного и духовного развития, дети начинают участвовать в Таинстве Покаяния.

Спаситель оставил нам прекрасный образец молитвы – «Отче наш». В ней Он научил нас молиться так: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим… В русском переводе эти слова звучат следующим образом: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… (Мф.6:12).

Это означает, что, если мы хотим, чтобы Бог простил наши грехи, необходимо сначала всё простить всем, а уже потом сказать Господу: «Я простил всё и всем, поэтому прошу Тебя: прости и Ты меня…»

Если мне хочется восстановить с Богом мир, который я сам разрушил, то прежде нужно наладить мирные отношения со всеми теми, с кем я живу, общаюсь, работаю или учусь.

Иисус Христос сказал: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23–24).

В данном случае наш дар Богу – это наше раскаяние в грехах и молитва об очищении от всей нашей духовной скверны и нечистоты. Чтобы этот дар был принят Господом, необходимо предварительно выполнить условия, поставленные нам Иисусом Христом.

Перед исповедью кающийся продумывает, какие именно грехи мешают ему в первую очередь. У нас, конечно, множество грехов, да и грешим мы постоянно. И все же есть грехи по немощи или слабости, а есть грехи, которые несут на себе печать злобы, ненависти, зависти, подлости, коварства и так далее.

Бывают грехи, совершенные против Бога, а бывают – и против человека. Есть наши плохие мысли и поступки, а есть и несовершённые хорошие, когда мы не захотели увидеть чужую боль или беду. И все-таки самое главное в другом.

Сын Божий ради нас стал Человеком, родился и жил на земле, открыл волю и любовь Божию. Ради нас умер и ради нас Воскрес! Он, любя нас, сделал все необходимое для нашего спасения! А мы? Ответили ли мы своей любовью на Его жертвенную любовь? Или только отвесили легкий реверанс?

Мне думается, что самый страшный, самый большой наш грех – это то, что на такую удивительную любовь Божию мы своей любовью по-настоящему-то и ответить не смогли, а возможно, и не пожелали…

Во время исповеди кающийся не просто рассказывает священнику, а, значит, в данном случае Самому Господу, о своих грехах, но и скорбит о них с болью в сердце, имея твердое намерение постоянно бороться с грехами, а не просто оправдывает себя: дескать, я иначе в такой ситуации поступить не мог…

Исповедь

Никакая фальшь недопустима на исповеди. Это очень важно, и об этом священник читает напутствие кающемуся перед исповедью: «Смотри, чадо, Христос невидимо стоит здесь и принимает твою исповедь. Поэтому не стыдись и не бойся, ничего не скрывай от меня, но без колебаний расскажи все, что ты сделал, и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Смотри, Его святая икона перед нами; а я – только свидетель, свидетельствую перед Ним обо всем, что ты мне скажешь. Но если ты что-либо утаишь от меня, то совершишь двойной (по-славянски – сугубый – прим. авт.) грех (выдел. авт.). Так что остерегайся, как бы, придя к Врачу, не уйти неисцеленным» (русский перевод молитвы из Требника).

После исповеди священник, накрыв голову раскаявшегося человека епитрахилью, читает разрешительную молитву: «Да простит тебе, чадо (имя исповедника), Господь Бог наш Иисус Христос по милости и человеколюбию все твои прегрешения. Я же, недостойный священник, властью, данной мне Господом, прощаю и отпускаю тебе все твои грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (русский перевод).

Вся информация взята из книги «Таинственная жизнь Церкви», автор: прот.Борис Балашов